Новости
20.06.2012
Капучино на колесиках

В Новосибирске появилась первая мобильная кофейня. Теперь настоящий эспрессо или капучино можно купить прямо на улице, гуляя по городу, по пути домой или на работу. Предприниматели уже вложили в дело больше 1,5 млн руб. и в перспективе хотели бы обеспечить кофемобилями все районы города. Теперь им предстоит научиться конкурировать с обычными кофейнями и придумать, как можно варить капучино на морозе.

    

Компанию «Перекати кофе» создали два молодых предпринимателя Александр Напорчук и Кирилл Колодезный, основным бизнесом которых является разработка программного обеспечения для сайтов знакомств и социальных сетей (проект Mayako). Как пояснил директор по продуктам компании Дмитрий Цигельников, в кофейный стартап перевели часть команды, которая занималась развитием этого проекта.

Сама по себе идея таких кофейных автомобилей не оригинальна: такого рода точки по продаже свежесваренного кофе популярны в европейских странах и Австралии. Например, созданная в 2000 году сеть Cafe2U, работающая преимущественно по франшизе, сегодня имеет 115 франчайзи в Австралии и больше 50 — в Великобритании и Ирландии. Несколько таких компаний работают в Киеве.

Главным преимуществом «Перекати кофе» является мобильность — кофемобиль можно прикатить в любую точку, где достаточно потенциальных клиентов, и сменить дислокацию вслед за меняющимися потоками людей.

Мобильной кофейне не нужно платить арендную плату. В обычных заведениях она составляет 15–20 % от оборота и может достигать 200–300 тыс. руб. в месяц. Автомобиль Fiat Doblo вместе с оборудованием (кофемашина стоимостью около 300 тыс. руб., холодильник и кофемолка) обошелся предпринимателям в 1,5 млн руб. Пока об окупаемости речи не идет. Для того чтобы проект начал зарабатывать деньги, нужно, чтобы у компании работали хотя бы 5 мобильных кофеен — в этом случае их доходы будут перекрывать расходы на бек-офис (директор, бухгалтерия, услуги юриста).



Порция кофейного напитка в «кофемобиле» стоит от 60 (300 мл) до 100 (400 мл) руб. В день одна мобильная кофейня продает до 100 порций кофе, то есть ее дневной оборот может составлять 7,5 тыс. руб. и более.

Главные издержки — это, собственно, кофе, двухслойные бумажные стаканы с крышкой (они стоят 5–7 руб.) и работа бариста. Себестоимость порции капучино, по словам участников рынка, может составлять от 10 до 15 руб. в зависимости от качества зерна, упаковки и размеров партии. Час работы бариста обходится как минимум в 150–200 руб.

Если кофемобиль продает 100 порций по 75 руб. за 10 часов, то дневная прибыль владельцев, с учетом издержек, составит 3,5 тыс. руб. (или более 100 тыс. руб. в месяц). В перспективе компания хочет иметь в Новосибирске хотя бы 10 мобильных кофеен, а это значит, что ежемесячный доход может составить 1 млн руб.

Руководитель компании Fresco (обслуживает «Экспоцентр») Наталья Ильина считает, что торговля одними только напитками может быть вполне успешной: в кофейнях основную часть прибыли приносят именно кофе и алкоголь. Нынешние показатели «Перекати кофе» могут быть существенно увеличены.

В крупных новосибирских кофейнях за день может продаваться до 400 порций напитков, а в заведениях сети Starbucks, которые расположены в Москве, сегодня выпивают и берут на вынос в среднем до 700 кофейных напитков в день, говорит Ильина.

Перспективность работы на вынос подтверждает управляющий сети «Чашка кофе» Андрей Гробовой. По его словам, одна «Чашка» сейчас продает в день на вынос до 100 порций кофейных напитков. Руководитель «Чашки кофе» считает, что мобильные кофейни позволяют заняться целевым обслуживанием крупных офисных зданий. Кофемобиль может приехать к бизнес-центру, собрать и выполнить какое-то количество заказов, и двинуться дальше.



По мнению Гробового, главной проблемой «Перекати кофе» могут стать дождливая погода и зимние холода. «Трудно представить себе, как бариста будет делать эспрессо на морозе в минус 15», — говорит ресторатор.

Дмитрий Цигельников признает эту проблему, но говорит, что сейчас компания работает над этим. К зиме, по его словам, должны появиться мобильные кофейни нового типа, которые смогут работать и при отрицательных температурах.

Дмитрий в прошлом бариста сети «Кофемолка» и сейчас периодически совмещает управленческую деятельность с работой по прежней специальности в единственной пока мобильной кофейне. По его словам, в Новосибирске уже достаточно людей, которые способны оценить хороший кофе, однако клиентам на всякий случай напоминают, что размер эспрессо всего 30 мл.

По его словам, работа на улице позволяет кроме всего прочего нести кофейную культуру в массы, поскольку в городе еще достаточно людей, которые никогда не были в обычных кофейнях, предпочитая заведения попроще — с пивом и чипсами.

Заметив на улице необычную машину, они впервые в жизни решают попробовать настоящий капучино. И некоторым даже нравится.

 

Источник: НГС