Что такое франшиза? На что обратить внимание, чтобы планируемый бизнес приносил прибыль? Где найти достойную франшизу в России? Связаны ли стоимость франшизы и ее успех? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Франшиза сегодня - один из самых востребованных способов открытия и ведения бизнеса. Уверены, каждый из нас, даже не подозревая, сам является клиентом компаний, работающих по чьей-то франшизе.
Что же такое франшиза?
Франшиза - это форма соглашения, которое заключается между двумя сторонами бизнеса, одна из которых является владельцем известного бренда или марки, их мы называем франчайзорами, а другая сторона планирует использовать этот бренд в коммерческих целях, можно сказать берет его в аренду, и называется она франчайзи.
Почему франшиза - это выгодно?
За последние пять лет франчайзинг в России стремительно набирает обороты. Доля такого бизнеса на рынке увеличивается на 15-20%. Как отмечают эксперты, это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. Когда предприниматель открывает свой собственный бизнес с нуля, у него высокие риски, когда дело касается правильно выбранной франшизы, риски сводятся к минимуму. Главный плюс франчайзинга - это опыт.
Многие думают, что, если купить франшизу, то получишь курицу, которая несет золотые яйца и ничего делать не придется - это не так. Покупая франшизу, вы покупаете рабочее место, этим проектом нужно активно заниматься.
Правда ли, что чем известней бренд, тем популярней и дороже франшиза?
Известный бренд подразумевает качество и соответственно лояльность аудитории.
Качественная продукция априори не может стоить дешево, потому что ее создание требует вовлечения большого количества ресурсов. Почему бренд стоит дорого, потому что в него было много вложено.
Я хочу открыть франшизу в России с чего мне начать?
Первое с чего стоит начать - определиться со сферой, которая вас интересует. Важно, как минимум, быть в теме. Например, странно открывать детский клуб, если у вас или ваших близких нет детей, и вы понятия не имеете, что актуально для молодых родителей.
Следующий шаг - убедитесь, есть ли спрос на бизнес, которым вы планируете заниматься, сможете ли вы найти подходящую площадку и квалифицированный персонал. Если на все эти вопросы у вас положительный ответ, можете смело искать франчайзеров. Найти достойные предложения можно на нашем сайте на Витрине франшиз.
На какие вопросы стоит ответить при выборе франшизы?
Сколько лет компания на рынке? Если компания совсем новичок, то вы должны понимать, что будете подопытным кроликом. Однако это не так страшно. Если вы уверены, что продукт классный, и вы сможете закрыть глаза на возможные потери, связанные с поддержкой, то продукт взлетит.
Сколько у компании своих точек? Если у компании нет своих точек, есть риск, что она не умеет управлять сетью. Наличие хотя бы 5 своих и 5 франчайзинговых точек говорит о том, что в компании имеют представление о том, как работать с сетью и объемами.
Все ли договаривает франчайзер? Узнать это можно уже у действующих партнеров. Кто, как не они расскажут вам всю изнанку работы по выбранной франшизе: все ли условия, как письменные, так и устные соблюдает франчайзер, насколько четко следует договору, сколько времени тратит на обучение и помощь партнеров, а может вовсе исчезает сразу после оплаты.
Все ли в порядке с товарным знаком. Популярность бренда - одна из главных причин выбора франшизы. Но нельзя слепо верить только тому, что вы видите. Обязательно проверьте регистрацию товарного знака на сайте Федерального института промышленной собственности.
Сколько мне нужно окончательно заплатить за пользование брендом и что будет входить в услуги? Здесь нужно сразу оговорить, что существуют паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос - это единовременный платеж, который вы совершаете, приобретая франшизу. Что в него входит - решает франчайзер. Роялти же - это ежемесячные отчисления, которые вы будете делать франчайзеру. Оговорите сразу, как будет формироваться роялти. Это может быть фиксированная сумма, процент от прибыли или оборота. Вам важно понять, что будет комфортно и выгодно для вас, а для этого стоит пообщаться с действующими франчайзи. Если вам кажется, что фиксированная сумма удобней, скорее всего, вы ошибаетесь. Вполне возможно, что она будет гораздо выше процента от прибыли или оборота. Имейте в виду, в процессе работы, изменить условия практически невозможно. И помните: высокий паушальный взнос и роялти - не равно стопроцентная гарантия успеха.
Какие обязательства у меня, а какие у франчайзи? Часто этот вопрос всплывает уже после подписания договора, что является распространенной ошибкой. Такие вещи нужно обсуждать чуть ли не на первых встречах и обязательно подробно прописывать их в договоре. Ваша задача - четко определить, что, на ваш взгляд, потребуется от франчайзи для успешной работы, и что он готов предложить. Для большей продуктивности лучше, чтобы каждая сторона составила списки.
Прописывайте все договоренности. Это поможет вам избежать множества проблем и в случае чего отстоять свою точку зрения
Что будет входить в мои обязанности? Этот, казалось бы, очевидный вопрос у многих франчайзи всплывает уже после подписания договора и может повлечь за собой множество проблем. Обязательно заранее уточните все требования и трезво оцените свои возможности их выполнения. В противном случае, может произойти расторжение договора не по вашей инициативе, поэтому нужно быть предельно внимательным.
Что входит в обязанности франчайзера? Этот тот пункт, который необходимо прописать вам. Заранее составьте список того, что вам требуется от вашего будущего партнера для успешного ведения бизнеса и только после этого отправляйтесь к франчайзеру. Да, возможно, он не выполнит все ваши просьбы, зато вы поймете его примерный план работы: будет ли обучение от франчайзера постоянным или одноразовым, будет ли оно вообще, помогут ли вам составить план работы и готов ли идти франчайзер на уступки, если вдруг вам потребуется помощи сверх обычного. Не оставляйте договоренности устными, обязательно пропишите все в договоре. Для большей уверенности уточните у других франчайзи - каким было их взаимодействие с франчайзером и сколько реальной помощи они получили.
В рамках какой локации я смогу вести свой бизнес? Этот вопрос также важен, как и раскрученность бренда и порядочность франчайзера. Узнайте, в каком радиусе от вашего места планируется появление новых точек и есть ли территориальные ограничения для других франчайзи. Обязательно все подробно пропишите в договоре, чтобы не было пересечения потоков людей и посмотрите - насколько реализуются такие договоренности с другими партнерами франчайзера.
И напоследок - заранее уточните условия расторжения договора. В жизни бывает всякое, может быть ваш бизнес не пойдет, может вы решите, что вам это не интересно, а может франчайзер будет нарушать условия. В любом случае вам важно выйти из бизнеса без потерь, или свести их к минимуму. Для этого внимательно изучайте условия подписываемого договора, лучше привлечь опытного юриста. Во многих случаях есть возможность передавать франшизу по наследству, а иногда даже продавать третьим лица. Все это необходимо обсуждать и изучать заранее.